Типография: загадочный мир печати
Насима Камалиева, председатель совета ветеранов, Заслуженный работник культуры Респулики Татарстан.
Как это было
Редакция «Маяка» — на втором этаже здания по улице ныне Махмута Хасанова (в то время Островского), типография же располагалась на первом.
Линотипистки Завгария Садриева и Мунира Зиннатуллина работают на огромных, как печи, машинах. Одна делает татарскую газету, вторая — русскую. Их пальцы проворно стучат по клавиатуре: отлитые из расплавленного свинца газетные строки с рельефной печатающей поверхностью выстраиваются одна за другой. К ним еще невозможно притронуться — они очень горячие.
Завгария Амировна, начиная с 1957 года, до самого выхода на заслуженный отдых (30 лет) отработала на линотипе! Татьяна Туманова, Танзиля Насыбуллина, Альфия Харисова, Мунира Зиннатуллина, Назира Исламгулова тоже вошли в историю как очень аккуратные линотипистки.
Набранные в линотипном цехе строки выносятся в цех верстки. Здесь работает больше всего человек: Клава Виноградова, Марьям Вагизова, Иклима Гараева — самые старшие по возрасту, Насима Рахимова, Гакифа Нигматуллина, Ильмира Хасаншина, Фания Зарипова, Разиля Хисамиева, Маулида Валиева, Ильгиза Хайруллина... Две наиболее опытные наборщицы занимаются версткой: по макетам, расчерченным ответсекратерем и заместителем редактора по дубляжу, верстают полосы татарской и русской газеты. Другие работницы изготавливают десятки видов бланков для многочисленных организаций, предприятий района.
В наборном цехе — ячейки с тысячами литер — брусочков с рельефным зеркальным изображением букв и знаков. Они разного размера, разных шрифтов. Все разложены строго в алфавитном порядке. Даже если спросить, разбудив среди ночи, наборщицы их не спутают. И с закрытыми глазами могут быстро набрать вручную нужный текст. А нужно не только набрать, потом — разложить буквы в том же порядке по ячейкам в ящиках-кассах.
Последний этап газеты — печатный цех. Ритмичный, как стук колес поезда, шум печатных машин был слышен и на улице. Здесь трудились Расиха апа Зиннатуллина, Сирина Садриева (36 лет!), Ильгиза Гумерова. Затем в разные годы к ним присоединились Бибинур Хасанова, Гульнур Каримова, Миннегуль Абдуллина, Рамиля Садыкова, Галина Рябченко.
Печатницы на руках выносят из наборного цеха подготовленные для печати полосы — гранки весом в 16-20 килограммов! Устанавливают их на ровную металлическую поверхность. При помощи десятков каких-то деталей прикручивают, капитально закрепляют. А иначе полосы вполне могут «улететь»! Сначала печатаются внутренние страницы, потом на обороте — внешние. А тираж порой превышал 14 тысяч экземпляров. Значит, минимум 28 тысяч прогонов!
Работу типографии невозможно было представить без неутомимого трудяги, ни минуты не сидевшего без дела наладчика Муслима Хасанова, продолжившего его дело Рафиса Сабирова, резчика бумаги Галимзяна Сайфетдинова. Большой вклад в общее дело внесли переплетчицы Газиля Мубаракшина, Альфия Набиева, Зайтуна Сайдашева, Венера Миннеханова, которые в основном выполняли заказы по переплету книг, изготовлению брошюр.
«Начальство» типографии сидело на втором этаже. Майсара апа Хафизова, Сайра апа Сабирова, Расима Рахматуллина, Рамиля Нуриева, Роза Иксанова выполняли работу техника, корректора, вычитывали и исправляли тексты афиш, книг, листовок, визиток, справок, бланков. Когда пришло время компьютерного набора, за эту работу взялась Джамиля Насырова (Байрамова). Сайма Давлетовна, Фагима Фатыховна, Клара Ихсанова в разные годы вели бухгалтерию.
Уборщицей работала невероятно трудолюбивая Гайша апа. «Чтобы линотипы успели разогреться, а металл к началу работы расплавиться, нужно включать их за 2-3 часа. Гайша апа никогда не считала себе в тягость прийти заранее, подключить машину. Едва светало, она уже была на работе», — вспоминает Майсара апа.
Майсара Сабуровна проработала в типографии 37 лет. В 1965 году, когда Азнакаево вновь получило статус района и газета «Маяк» начала печататься у нас, она была назначена заведующей. 9 лет руководила коллективом полиграфистов. Затем была введена должность директора. За годы моей работы с 1977 по 2008 годы типографией руководили пять директоров.
Наиль Шакирович Валиев (1974-1981) запомнился как очень культурный, интеллигентный человек. Клавдия Прохоровна, Марьям Хуззятовна, Расиха Мубараковна, Мунира Салаватовна, Сирина Мирхатимовна — его уважительные обращения навсегда закрепились в памяти. Редакция и типография были как одна семья. Одна парторганизация, один профком. Раньше даже бухгалтер на две организации был один — эту работу вела Сайма апа Давлетова.
В 1981-1985 годах типографию возглавлял молодой и обаятельный Фаяз Гаязович Салахов. Это был энергичный, увлеченный своим делом человек.
Затем пришел мой односельчанин, уроженец Алькеево Альфис Габбасович Закиров. Он был директором с 1985 по 2003 годы (18 лет). Помнится, именно при Альфисе типография приобрела новенькую крупнокегльную машину, отливающую заголовки газетных материалов.
Ранее работавшая учительницей и директором в Ильбяковской средней школе, очень грамотная, тактичная, аккуратная Фания Вакилевна Закуанова руководила типографией два года.
На период 2005-2011 годов бразды правления перешли в руки Илькама Канагатовича Газизуллина. Он проявил себя настоящим хозяином, вместе с кабинетной работой никогда не чурался и простого труда, при необходимости надевал рабочий халат и брал в руки тяжелый лом, лопату или гаечный ключ.
Времена изменились. Заказов становилось все меньше. И типография прекратила свое существование... Ее пенсионеры теперь под крылом редакции. Мы, ветераны печати и полиграфии, вместе выпускавшие «Маяк» в 70-х, 80-х, 90-х годах прошлого века, вновь собираемся за одним столом в праздники, чувствуем тепло и внимание коллектива редакции, наших младших коллег. Очень благодарны им за это.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев