У Николая Иванова –все «высший сорт»!
Аккуратно убранная и скромная квартира. На деревянный табурет усаживается ветеран Великой Отечественной Войны - Николай Григорьевич Иванов. Мы беседуем о тех лихих годах. Он немногословен. Нельзя не восхищаться этим человеком, несмотря на то, что ему исполнится 90 лет, выглядит бодро, жизнерадостно и энергично. Вокруг бросаются в глаза предметы, создающие особую...
Аккуратно убранная и скромная квартира. На деревянный табурет усаживается ветеран Великой Отечественной Войны - Николай Григорьевич Иванов. Мы беседуем о тех лихих годах. Он немногословен. Нельзя не восхищаться этим человеком, несмотря на то, что ему исполнится 90 лет, выглядит бодро, жизнерадостно и энергично.
Вокруг бросаются в глаза предметы, создающие особую атмосферу прошедшего и утерянного - старый телевизор, твердый кожаный диван с деревянными ручками, миниатюрный деревянный стол, бережно укрытый скатертью. Привлекла внимание фотография 1946 года, сделанная в Батуми. Здесь молодому Николаю Иванову двадцать с небольшим.
-Как Вы попали на войну? - задаю первый вопрос.
-В январе 1943 года, в 18 лет. После двухмесячного прохождения учений отправили в Сталинград, затем в действующую армию на охрану аэродрома в Миргороде. С войны пришел в 1948-ом.
-В чем заключалась Ваша задача на аэродроме?
-Мы охраняли американские самолеты В-18. Нас было 2 дивизиона и 1 полк, имелось 50 единиц орудий - на каждом было по 5-10 человек - кто стрелял, кто целился, кто заряжал. По специальности был радистом и разведчиком, в мои обязанности входило принимать и передавать сообщения по радио, обеспечивать беспрерывную связь, собирать информацию о противниках.
Была еще одна задача - сбивать вражеские самолеты. Но делать это надо было за территорией аэродрома, потому что если фашистский самолет разобьется и взорвется на территории аэродрома, то повредятся наши самолеты.
-Было страшно?
-Над нами ночью пролетали немецкие самолеты. Иногда кружились вокруг аэродрома. Особенно в ночную бомбардировку было пугающее - самолеты летят, и как горох с неба сыплются бомбы. Думаешь - или умрешь, или жив останешься - одно из двух. Вот тогда было страшно. Но ни одна бомба на нашу территорию не упала. На поля побросали бомбы и удрали. К тому же у нас была сильная артиллерия.
-Как Ваше здоровье?
- Здоровье - высший сорт!
Его двоюродная сестра добавляет:
- Всегда у него так. Если спросишь как дела, здоровье - всегда «высший сорт». Нет у него по-другому, отвечает только так. Даже спрашиваю: - Дед, как картошку почистил? «Высший сорт»!
Оба смеются. Она продолжает:
-Вообще дед у нас очень самостоятельный: сам и купается, и кушать себе готовит. Когда предлагаешь помощь, твердо отвечает: «Сиди! Сам все сделаю!»
-Как сложилась Ваша жизнь после войны?
- После войны приехал в Бугульму, работал в СМУ-70. А затем перевелся в НГДУ «Азнакаевскнефть», работал в ЦКППН резчиком и сварщиком.
Зульфия Хамитова,
ученица 9 класса Азнакаевской школы №2
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев