Следы на дороге жизни
Анвар Хамзинович Шагиев - один ярких представителей героев-нефтяников, беззаветно преданных своей профессии. Его биография - живая история НГДУ «Азнакаевскнефть». Слушая рассказы Анвара Хамзиновича, ловишь себя на мысли: как сильно изменилось время, условия труда, жизненные ценности. Трудовые будни прошлых лет - это настоящий героизм, как героизм солдат на фронте. С нашим...
Анвар Хамзинович Шагиев - один ярких представителей героев-нефтяников, беззаветно преданных своей профессии. Его биография - живая история НГДУ «Азнакаевскнефть». Слушая рассказы Анвара Хамзиновича, ловишь себя на мысли: как сильно изменилось время, условия труда, жизненные ценности. Трудовые будни прошлых лет - это настоящий героизм, как героизм солдат на фронте. С нашим героем мы встретились случайно, и, разговорившись, стало понятно, что все сказанное должно быть услышанным. Жизнь полная трудовых будней и огромного энтузиазма, маленьких и больших побед, - все это достойно страниц учебников нашей великой истории.
Азнакаевцы Анвара Шагиева знают как уважаемого, трудолюбивого, искреннего и почтенного человека. Он родился ровно восемьдесят лет назад в деревне Зирекле-Елга Азнакаевского района, где сегодня стоит легендарная 541-я скважина, как памятник, и до сих пор добывающая нефть.
- Анвар абый, Вы начали свою трудовую биографию с 541-й скважины. Вы из тех людей, кто видел, как забил первый нефтяной фонтан.
- Я начал работать в нефтепромысле №2 «Бугульма -трест» на Азнакаевской площади с июня 1951 года. Первая скважина №541 была пробурена в 1950 году в октябре месяце возле моей родной деревни. Её ввели в эксплуатацию в ноябре 1951 года, после ввода в действие напорного нефтепровода из Азнакаева. Для операторов мы вырыли землянку-бытовку с деревянными стенами и подключили газ от факельного газопровода.
Помню, в день запуска было очень холодно, и падал снег. Мы работали и день, и ночь, чтобы для официального дня запуска скважины было приготовлено все необходимое. Нас было: я, Чебарев (имя, которого, к сожалению, я уже не помню), старший оператор Вагиз Галиев, еще несколько операторов. В этот знаменательный день приехал помощник мастера по добычи нефти Аклим Касимович Мухаметзянов, в дальнейшем он стал начальником объединения «Татнефть». Тогда он приехал на лошади, одетый в новый полушубок.
Запустить скважину №541 поручили мне. Я до сих пор помню каждую секунду этого момента. Рядом со мной стояли помощник мастера, старший оператор, подсказывали, что и как делать: «Открывай, говорят, тихо, сразу нельзя», давление на буфере было 20 атмосфер, открыл тихонько задвижку и запустил. Нефть с газом через штуцер пошла со свистом по трубе на мерник, стоявший в 100 метрах от скважины. Все бросились к мернику, а я со старшим оператором пошел зажигать факел. Привязали кусок тряпки к палке, намочили ее в нефти и подожгли. Нефть была качественная, зажглась сразу. Все наблюдали за заполнением мерника, но он заполнился только наполовину, а самотеком нефть не идет. Тут начали искать выход. Одним из решений было заполнить мерник доверху, и тогда бы нефть пошла по трубе самотеком из-за высокого давления.
Аклим Касимович сказал, что заполнить это недолго, и мне велели вновь запустить скважину. Я открыл задвижку, а нефть в мерник не поступает. Все молча стояли и ждали, когда уровень пойдет наверх. И тут смесь газа с нефтью как рванет в мерник и выбьется фонтаном через горловину мерника! Все кто стоял рядом попали под нефтяной душ, а новенький полушубок А.К.Мухаметзянова из белого превратился в чёрный! Мерник хоть и заполнился доверху, но самотека все равно не было. Пришлось прибегнуть к помощи байпаса. Из Лениногорска привезли промывочный агрегат, сделали обвязку, и нефть стали качать с помощью трактора С-80. Отсутствие опыта и профессиональных знаний, да еще отсутствие нормальных условий усложняли решения простых задач.
- В то время и много скважин принимались сразу после бурения. Новые скважины, новые хлопоты…
- После пуска скважины №541, через несколько дней запустили скважину №543. Туда устроились на работу Едутовы - три брата: Николай, Анатолий и Михаил. При случаях порыва нефтепровода начинали общими усилиями копать землю вручную, не зависимо от условий погоды (холода, дождя и снега). Раскапывали и вычерпывали нефть ведрами, после этого из Лениногорска заказали трактор С-80 со сварочным агрегатом (стоил он очень дорого, и не каждый НПУ мог его себе позволить) и заделывали поврежденные места. Затрудняло работу отсутствие связи и транспорта, специальной техники.
Помню, как мы мучились с нефтепроводом скважины №99, которая была обвязана со скважиной №541. Нефтепровод был так некачественно заварен, что постоянно приходилось заделывать порывы, а кое-где даже не заварен, только стыковали трубы и закапывали, наверно надеялись на самотек.
Когда монифольд от арматуры до трапа стали за парафинироваться, возникла необходимость чистить монифольд. Мы из скребковой проволоки скручивали жучки, которые просовывали то с одной стороны, то с другой. Парафин стекал: прямо на землю, потом приходилось чистить устье скважин.
- Только понаслышке знаем, тогда скребки были ручной тяги… и замена штуцера были не из легких, говорят…
- При замене штуцера наверх поднимались по арматуре и работали одной рукой, другой держались за арматуру. Работали всей вахтой. Тогда арматура была высокой, и только через полгода привезли арматурную площадку, работать стало полегче.
Из-за нехватки операторов по пуску и обслуживанию скважины нам приходилось работать кроме скважины №541, и на скважинах №543, №99.
- В то время крылатая фраза «отца народов»: «Кадры решают всё!» была очень актуальна. А как обстояли дела с опытными операторами?
- В начале 1952 года начали набирать рабочих обходчиков и операторов с опытом работы. Тогда начали работать Якупов С., Раупов Р.Г., Шакиров Ф., Ханнанов Р., А. Гиниятов, А.Гурьянов, Н.Файзуллин К концу 1952 года приехали А. Косовский с супругой Э. Косовской
На скважине не было электроэнергии, поэтому устанавливали индивидуальные насосы для откачки с разными приводами, их обслуживать было трудно, часто отказывали, ломались. Мы дежурили посменно 4 оператора и старший оператор на каждой скважине. Через каждые 2 часа нужно было спускать и поднимать скребок. На скважины ходили пешком, выполняли всю работу вручную, жили в деревнях.
Вспоминая эти времена, думаю, как мы все это выдержали, не знали усталости. Выполняли план по добычи нефти на 105-108%, из-за отсутствия газопровода на скважинах отделившийся газ сжигали на факельной обволоке. Сколько драгоценного топлива сожгли зря.
- В то время нефтяников не призывали служить в армию. Вас призвали…
- Перед уходом в армию я работал на скважине №538 старшим оператором. В конце 1954 года меня призвали в ряды Советской Армии (хоть в то время нефтяников в армию не призывали, я несколько раз обращался в военкомат, добился своего и добровольно ушел служить в армию).
В 1957 году отслужив и получив звание сержанта, вернулся домой и продолжил работу на нефтепромысле, где и работал до армии.
- Кто пришел из армии, для него открылись все возможности для карьерного роста. Но зато и фронт работы увеличился…
- 1958 году началось сплошное разбуривание Азнакаевской площади. Меня перевели старшим оператором в первую бригаду, где был мастером Константинов Валерий Николаевич, очень дисциплинированный, добросовестный, специалист и человек большой души.
В сентябре 1964 года меня перевели механиком перекачки на ГЗУ №49, №51, №63 и на сборный пункт нефтепромысла №1. Работа на перекачке была нелегкой, всю добытую нефть промыслом бесперебойно перекачивали, вели точный учет по бригадам, замеряя ручной рулеткой уровень нефти через каждые 2 часа, поднимаясь на резервуары в любую погоду по железной лестнице. Бывали случаи отключения электроэнергии, за парафинировались насосы, попадал газ в насосы, не выдерживали подшипники, пробивали сальники. Приходилось ночами ремонтировать насосы и очищать их от парафина. Несмотря на эти сложности, мы завоевали первое место среди других НПУ. К нам приезжали обмениваться опытом с других нефтепромыслов.
В январе 1967 года меня перевели мастером по добычи нефти в бригаду №2 на нашем нефтепромысле №1. Бригада, которую я принял состояла из 38 рабочих, тогда она была комплексной, сюда входили: операторы по добыче нефти, слесари, электрики, электрогазосварщики. Действующий фонд- 105 скважин с суточной добычей 3400 тонн.
- С годами ручному труду взамен пришла механика. Это облегчило работу?
- В начале 1960 года на фонтанных скважинах установили АДУ-1 и АДУ-3, которые освободили оператора по пуску и подъему скребка на скважинах, внедрились автоматы откачки и автозакрыватели и на СКН - скребки штанговращатели, они все были не усовершенствованные. Бывали переливы с мерника из-за отказа автооткачки, и начался перевод скважин с самотечной на герметизированную систему сбора и транспортировку нефти. Убрали трапы мерника, автооткачки, автозакрыватели. Ликвидировали нефтяные амбары факельные обволовки, заполненные мазутом и всяким хламом. Мы эту работу завершили в 1971 году. Внедряя ГЗУ и ГЗНУ, появилась возможность перейти на односменное многоскважинное обслуживание. С этого момента стало намного легче обслуживать скважины и появилась возможность для автоматизации объектов нефтедобычи.
В 1985-1986 годы была проведена огромная работа по увеличению межремонтного периода (МРП). К моей бригаде была закреплена сильная бригада ПРС (подземный ремонт скважин) которой руководил товарищ Рафаэль Ахмадиев.
Я, со своей стороны, продвигал метод частого промывания скважин с К2 для очистки от парафина, особенно постоянно ремонтируемых скважин. Этим добивались очистки НКТ, нефтепровода от парафина, тем самым увеличивался межремонтный период и добыча нефти.
- Чтобы добыча все время шла по вертикали, нужны новые площади, новые скважины после бурения …
- В 1970 году началось разбуривание Карамалинской площади. В моей бригаде шло бурение на 3-х точках. Через каждые 15-20 дней принимали новую скважину. Воду для бурения скважин подавали через ГЗУ по проложенному нефтепроводу, поэтому нам пришлось осуществлять подачу воды. Особенно трудно было зимой, замерзал водопровод, приходилось отогревать при помощи ППУ, раскапывать экскаватором, ремонтировать. Эти работы велись совместно с ПРЦНЭО, ими руководил начальник цеха М.М.Максутов, механик М.Е.Мушаров, слесарь наземного оборудования Н.Спиридонов, электрогазосварщик Л. Хабиров. Чтобы запустить скважину в эксплуатацию после бурения выдували воду компрессором, делали переобвязку, обустраивали скважину. Эти работы производились совместно со всеми цехами: ПРЦЭО, электроцех, ЭЦН, погружники и автоматики. Но ответственность ложилась на мастера по добычи нефти.
В апреле 1978 года организовался новый нефтепромысел РИТС-3. При делении нашу бригаду перевели со мной в РИТС-3.
Я проработал в нефтяной промышленности с июня 1951 года по 1994 год. В пенсионном возрасте два года работал в ЦБПО ЭПУ в ОАО «Татнефть». Мой нефтяной трудовой стаж В 45 лет, из них 20 лет в ИТР.
- Вы «Заслуженный нефтяник ТАССР», трижды награждались Благодарственным письмом от генерального директора ОАО «Татнефть», Почетной грамотой «Верховного Совета ТАССР», шесть раз Ваша фотография висела на Доске Почета управления, Ваша бригада трижды несла праздничную Почетную трудовую вахту (1970г., 1981г. и 1985г.), дважды Вам было присуждено звание «Лучший мастер НГДУ «Азнакаевскнефть», «Мастер I -2 класса», и другие многочисленные награды…
- Эти заслуги не только мои, но и всех членов коллектива бригады: старшие операторы - А.Гурьянов, Р.Раупов; операторы- Ч.Герасимова, Ф.Ситдикова, Ф.Шакиров, К.Ахметшин, З.Никандрова, Г.Ихсанова, Н..Миргасимова и др. Мне посчастливилось работать с хорошими начальниками цехов: Е. Синявский, Ф. Мухарлямов, А.Свеженцев, Р.Халимов, С.Сафин, И. Шарипов...
- От общественных работ также некуда деться… В то время вести хоть какую-то общественную работу было делом необходимым…
- Вспоминаю те годы, когда мне пришлось выполнять общественные работы: меня выбрали на 4 года председателем профкома в нефтепромысле №1 и 3 года я был на той же должности в ЦДНГ №3.
С первого дня работы в цехе был назначен председателем ветеранов труда до 1994 года и председателем народного контроля в цехе №3. Я многому научился от Синявского Е.Ф., у которого был удивительный талант руководителя. Мне пришлось работать с Н.Г.Файзуллиным, он был трудолюбивым, принципиальным, энергичным и всегда добивался поставленной цели. Нафис Файзуллин был тогда начальником участка, я - инженер-технологом.
- Работать вместе с женой в одном цехе было легко или… Вы отец большого семейства - 3 сына!
- Моя жена Шагиева Сирина Газизовна работала в нефтепромысле №1 оператором по нефти и газу с 1962 года по 1975 год. За этот период имеет Почетные грамоты НГДУ «Азнакаевскнефть» и денежные премии, неоднократно ее фотография висела на Доске Почета. Но по состоянию здоровья Сирина вынуждена была поменять работу, свой трудовой путь она продолжила в государственном страховом агентстве Азнакаевского района. Я очень благодарен своей жене за то, что она помогала мне всегда и во всем, была не только верной женой, но и единомышленником. Ведь иногда приходилось работать сутками по причине частых отключений электроэнергии, порывов и по многим другим техническим причинам. Мы с ней вырастили и воспитали троих сыновей. Все они получили высшее образование и работают в системе ОАО «Татнефть». Мы очень благодарны детям, нам, как родителям, никогда не приходилось краснеть за детей, а они нам всегда помогают во всем. На сегодняшний день у нас 9 внуков и 4 правнука.
- Сегодня Вы себя как чувствуете? Когда работали - нужны были, а сейчас мы никому не нужны… такие мысли не приходят?
- Я не чувствую себя позабытым героем. Нас пенсионеров не забывают, приглашают на праздники и встречи. Организовывают экскурсии на новые объекты. Приглашают на концерты, в театры, а также на юбилейные даты, дарят подарки. Мы очень благодарны руководству НГДУ «Азнакаевскнефть» за их внимание. Я проработал в нефтяной промышленности 43 года. С развитием нефтяной промышленности деревня Азнакаево с деревянными домами превратилась в современный благоустроенный нефтяной город с населением более 35 тысяч. В социально-коммунальные объекты нефтяники тоже внесли свой огромный вклад, в этом 2014 году открыли новую мечеть «Азнакай нуры». Для содержания домов, кварталов, улиц города и района нефтяники вкладывают не только большую финансовую, но и физическую помощь.
Я горжусь тем, что выбрал такую замечательную, такую нужную, такую почетную профессию, ценность которой возросла с годами - профессию нефтяника! Жизнь прожита не зря, и гуляя по улицам дорогого мне города, я понимаю, что красота вокруг - это труд огромной армии нефтяников, тех, кого уже давно нет, тех, кто сегодня находится на трудовой вахте….
Мы были молодые, здоровые, сильные. Мы на все смотрели с оптимизмом и верили в свои силы. И всё это помогло нам одержать победу и достичь поставленных высот. Я - счастливый человек!
- Спасибо, вам за беседу!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подпишитесь на Telegram- канал газеты «Маяк», а так же читайте нас в «Дзен» и всегда оставайтесь в курсе новостей района!
Нет комментариев