На работу в газету «Маяк» я пришла летом 1977 года. Подумала, что из меня - человека, с медалью окончившего татарскую школу, а получив диплом вуза, семь лет преподававшего русский язык, выйдет неплохой переводчик. Однако редактор Ахат Мухаметшин, приняв у меня «экзамен», неожиданно предложил место литературного сотрудника. Я поначалу смутилась. Хотя...
На работу в газету «Маяк» я пришла летом 1977 года. Подумала, что из меня - человека, с медалью окончившего татарскую школу, а получив диплом вуза, семь лет преподававшего русский язык, выйдет неплохой переводчик. Однако редактор Ахат Мухаметшин, приняв у меня «экзамен», неожиданно предложил место литературного сотрудника. Я поначалу смутилась. Хотя в школьные годы мои короткие заметки, ребусы, кроссворды и видели свет в газете «Яшь ленинчы», журнале «Ялкын», взяться за перо было для меня серьезным шагом. Я обдумывала предложение около недели и согласилась. Так в моей жизни начался новый этап - 31-летний период в газете «Маяк».
Рядом с видным писателем
С писателем Махмутом Хасановым мы работали в одном кабинете. Он - заведующий отделом промышленности, у меня - отдел детей и молодежи (знакомая тема). Помню, Махмут абый приносит из расположенной на первом этаже типографии длинные «портянки», нарезанные из толстой, как ватман, бумаги, пишет живо, проворно. Не успеешь моргнуть глазом - у него уже готов очерк. А я с небольшой информацией сижу целый час. Он успевает и в шахматы сыграть, и сходить на перекур, и рассказать, что собирается на рыбалку, а вчера съездил, чтобы сделать прикормку горохом для хорошего клева.
«На пленке осталось несколько кадров, давай я вас сфотографирую», - с такими словами заходит к нам из соседнего кабинета наш легендарный фотограф, мастер на все руки Рифгат абый Садриев. В конце рабочего дня частенько приходит поиграть в шахматы Рабинович (так называл Махмут абый работавшего в ПАТП Низамова). «Сыграем одну партию?» - с таким предложением появляется в дверях Хайдар абый Халимуллин… Вообще в те годы в редакции витал дух шахмат. А еще - поголовное увлечение кроссвордами. Если сложные кроссворды из журналов «Огонек», «Крокодил» первым делом попадали в руки эруди-та Хайдара абый, то другим там уже было нечего делать.
Махмут абый в то время работал над романом «Шугуровы». Когда его супруга Марьям ханум отпечатала текст на машинке, он дал мне один экземпляр с тем, чтобы я прочитала, внесла коррективы и высказала свое мнение. Как же я могла править будущую книгу писателя, который намного выше меня по своему авторитету? Правки я внесла только карандашом. А об одном из образов высказала свое крайне негативное мнение. Лишь потом мне стало известно о том, кто был его прототипом… Махмут абый выслушал меня спокойно, с улыбкой и привел свои доводы, заметив: «Да, такие люди бывают».
По просьбе своего соседа я перевела на русский язык и его новоиспеченную сказку «Ут-малай» («Мальчик-огонек»). Книга Махмута ага «Урман шаулый» («Лес шумит») с датированным 1978 годом автографом и теплыми словами о времени совместной работы хранит воспоминания тех лет.
После школьной жизни мне было интересно наблюдать свободную творческую среду. Непрерывным потоком шли в редакцию внештатные корреспонденты. Ежедневно приходили десятки писем. То ли время было такое, то ли мы сами смотрели на мир с улыбкой. Во всяком случае работали легко, с удовольствием. Моими основными наставниками были очень грамотный, скрупулезный, учивший чувствовать ответственность за каждое свое слово руководитель Ахат Мухаметшин, внушавший необходимость избегать повторов, излагать свою мысль ясно и предельно кратко ответственный секретарь Мугамбар Шарифуллин, разъяснявшая основы полиграфии, интеллигентная, учтивая заместитель редактора Антонина Таланова, скромная, добрая, удивительно ответственно относящаяся к своей работе машинистка Зайтуна апа Муртазина, являвшийся для всех нас примером в привлечении внештатных корреспондентов и сборе оперативной информации заместитель редактора Ибрагим Валиев.
И сейчас, читая материалы некоторых своих коллег, где нет ни единого лишнего слова, чувствую «школу» Мугамбара Салимгараевича и восхищаюсь их отточенными текстами.
Мои любимые «золотые перья»
Если не считать периодов, когда я замещала ответственного секретаря и заместителя по дубляжу, и вместе с типографией выпускала газету, вся моя жизнь прошла среди молодежи, детей. Темы семьи, образования, культуры, спорта были любимыми. А самое интересное время, когда мы увлеченно, с головой ушли в работу, - это годы выпуска приложения к районной газете - специального издания для детей и молодежи «Спектр».
Был январь 1998 года. Отдыхавшие в лагере «Березка» старшеклассники - лидеры во время встречи с главой районной администрации Анасом Исхаковым высказали пожелание о создании своей газеты. Руководитель поддержал это мнение. И уже 10 февраля увидел свет первый номер нового издания. Без всякой доплаты, на голом энтузиазме ежемесячно выходило четырехполосное приложение на русском и татарском языках, распространялось по школам, классам. Дети наперебой писали стихи, сказки, составляли кроссворды, головоломки, присылали рисунки, проводили интервью, репортажи, опросы на актуальные темы. Эту газету с богатым содержанием и прекрасным оформлением полюбили и родители, и юные читатели. Я стала свидетелем всеобщего творческого подъема! И главное - мы пробудили в них тягу к чтению газеты. А это неоценимое богатство.
Хочу назвать «своими золотыми перьями» таких способных, талантливых, активных ребят, моих юных друзей, как Лана Горохова, Руслан Калимуллин, Ильдар Тахаутдинов, Шамиль Зарипов, Тимур Камалиев, Азат Садриев, Эльмира Загидуллина, Диляра Харисова, Наиля Авзалова, близнецы Эльвира и Ильмира Мухитовы, Фируза Муллаева, Айгуль Закуанова, Эльвира Абдулвалиева, Резида Садриева, Гульгена Лотфуллина, Алина Швецова, Айгуль Шарипова, Алсу Вильданова, Олеся Хабибуллина, Ляйсан Галиева, Лилия Вафина, сестры Лилия и Ландыш Ибрагимовы. (Прошу прощения, если я кого-то пропустила, перечислить всех просто невозможно). Многие из них завоевывали победы в республиканских конкурсах «Алтын калям - Золотое перо», совершили путешествия по Волге и Каме на теплоходе «Борис Полевой». Становились лауреатами, дипломантами районных конкурсов «Чулпан». Некоторые из них, окончив факультет журналистики, сегодня работают в средствах массовой информации. Я безгранично горжусь ими. Значит, создание «Спектра», наше стремление привлечь детей, молодежь к творчеству было не напрасно. Это отмечали и участники 5-летнего юбилея нашей молодежной газеты.
В течение более чем тридцати лет работы в газете «Маяк» было много интересных встреч, глубоко запечатлевшихся в душе событий. Уже немало времени прошло и с тех пор, как я вышла на пенсию. Однако не меняется журналистская натура: все так же живо во мне стремление быть в курсе всего происходящего, увидеть собственными глазами, привычка делиться впечатлениями, анализировать. Впрочем, как председатель совета ветеранов редакции, редактор выходящей в районном совете ветеранов газеты, член общественной организации татарских женщин «Ак калфак», и сейчас нахожусь в гуще событий. А значит, мы и поныне нужны, наш опыт, наши знания востребованы.
Насима КАМАЛИЕВА,
Заслуженный работник культуры РТ
Нет комментариев