Про энергию
- В начальной школе большая часть энергии тратиться на адаптацию, поэтому в других сферах он может начать вести себя, как ребенок младшего возраста: капризничать, требовать повышенного внимания. Нормально если становится рассеянным, несобранным, начинает хуже решать примеры. Родители иногда недоумевают, что в садике он отвечал на эти же вопросы, а тут словно поглупел. Просто в стрессе мозг немного блокируется, и силы уходят на адаптацию. Важно не паниковать, а дать время.
Что делать родителям?
- Когда изменений очень много, первое что нужно сделать родителям - быть рядом. Первоклассник должен знать, что в любой момент может обратиться к старшим, позвонить. Вечером надо разговаривать, как он себя чувствует, как прошел день. Важно, чтобы мама и папа говорили: «Если ты сталкиваешься с трудностями, то мы тебе поможем». Иногда дети об этом не знают.
У каждого ребенка есть способ совладания со стрессом: один плачет, другой сердится, кто-то замыкается. Важно, чтобы родители про этот способ знали и давали ребенку показывать чувства, за это не надо ругать.
Про распорядок дня
- Жизнь вне школы должна стать предсказуемой, должен быть режим, потому что предсказуемость снижает тревогу и первоклассник чувствует себя более защищенным. Важно сказать, что после школы он будет приходить домой, обедать, потом отдыхать, делать уроки и так далее. Правило такое: если в одной сфере ребенка много изменений, другую сферу надо уравновесить, сделать четкой. Поведение родителей должно быть максимально предсказуемым: ребенок должен знать, за что его ругают, хвалят. Занятия в дополнительных кружках желательно начинать не раньше октября, а в идеале - со второго класса.
Про родительский контроль
- Родителям нужно быть максимально спокойными. Иногда у них очень высокий уровень тревоги и поэтому они начинают больше контролировать, например, звонить каждую перемену. Тогда ребенок начинает неосознанно делать вывод, что если мама переживает, значит, она меня отправляет в какое-то не очень безопасное место. Важно, чтобы родители доверяли педагогу, которому отдают ребенка. Тогда и ребенок будет больше учителя слушаться.
На что обратить внимание
- На этапе адаптации нормально, если ребенок болеет чуть чаще обычного. Но если до 1 сентября не болел, а как пошел в школу начались бесконечные ОРЗ, если жалуется на головные боли, на боли в животе, что ему скучно, это повод насторожиться. Надо обратить внимание на любые серьезные изменения в эмоциональном состоянии, которые длятся не 15-20 минут, не полдня, а день-два, неделю. Родители так и говорят: «Я не узнаю ребенка, с ним что-то случилось». Когда он дерется, переговаривается с учителем или когда ему правда трудно учится и он не справляется - это признаки проблем с адаптацией.
«Я не хочу идти в школу»
- Абсолютно нормальная фраза, хорошо, когда родители не отвечают: «Да как тебе не стыдно?!», а спрашивают «Что случилось?». За фразой «Я не хочу идти в школу» стоит просьба о помощи. По-другому он говорит: «Мне там очень трудно, я не могу справится один». Для мудрых родителей это сигнал об усталости и они дают школьнику больше отдохнуть.
Про домашние задания
- Нужно заниматься по 15-20 минут, а потом делать перерыв. Пусть ребенок сам выбирает, какой предмет хочет делать и в какой последовательности решать задачи. Взрослые не должны сидеть рядом, но и не надо взваливать уроки полностью на него. Можно поставить будильник на 15-20 минут. Он в это время будет делать задания, а потом показывать. Важно сказать, что если нужна помощь, он может позвать взрослых.
Про мелочи
- Важно чтобы ребенок знал, на что он имеет право, а на что - нет. Например, проговорить: «Ты имеешь право на то, чтобы тебя не трогали руками. Твои вещи принадлежат только тебе, и никто не может залезть в твой портфель. Ты имеешь право не доедать в столовой». Бывают мелочи, с которыми первоклашки сталкиваются и оказываются совершенно не готовыми, потому что в садике этого не возникало.
Сколько длится адаптация?
- Считается, что к зиме адаптация завершается, но это не всегда зависит от ребенка. На процесс влияет и то, как выстроена работа в школе и семье. Если родители и педагог позаботились о том, чтобы сделать процесс максимально безболезненным, к январю он должен закончиться. Но встречаются ситуации, когда адаптация длилась до двух лет. Это не норма и бывает в редких случаях.
Фото: http://ria.ru
Нет комментариев