Азнакаево

Азнакаевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
ОБЩЕСТВО

Дед, «перехитривший» смерть

Деревня Курай Елга, в которой родилась моя мама, была красивой и благоустроенной - одна улица, 40 дворов, с трех сторон ее окружал лес. О том времени мама рассказывает с большой теплотой. Однако война разрушила эту мирную жизнь. Когда почтальон принес повестку дедушке, он работал в поле. Мама бежала через весь...

Деревня Курай Елга, в которой родилась моя мама, была красивой и благоустроенной - одна улица, 40 дворов, с трех сторон ее окружал лес. О том времени мама рассказывает с большой теплотой. Однако война разрушила эту мирную жизнь.
Когда почтальон принес повестку дедушке, он работал в поле. Мама бежала через весь лес, чтобы передать ему это письмо. На другой день, 26 августа 1941 года на повозке, устланной сеном, деревенские мужчины отправились на фронт. Бабушка осталась одна с 4 детьми. Ее назначили бригадиром, моя мама-подросток работала учетчиком, а в жатву подавала снопы на барабан, пахала на коровах. Она и сейчас рассказывает, как ехали на мельницу деревни Карповка, и задремавшие, проснулись от того, как конь подпрыгнул на мосте - не было одной дощечки, а однажды запрягли корову, чтобы добраться до мельницы в Масягутово, по пути заблудились и чуть не упали с берега, а в другой раз поехали на мельницу с Зубярзят эби, и из леса выскочили дезертиры с длинными вилами в руках, еле удалось убежать от них.
Спустя два месяца после того, как отца проводили на войну, пришла похоронка. На основании этого документа позднее его имя было занесено в Книгу памяти, однако неверно указано его имя. Там сказано, что он похоронен в деревне Токарево Истринского района Московской области. А через пять месяцев от деда пришло письмо, которое он отравил из госпиталя. Как оказалось, его ранило в Польше - волной от взрыва снаряда его унесло далеко в сторону и засыпало землей. На него натолкнулась расчищавшая поле дивизия, отправила в госпиталь. Вся деревня была рада этому письму. Выздоровев, дед служил в Суслонгерском лагере: они переносили 8-10-метровые бревна, ночами чинили обувь солдат, вытерпели немало страданий.
Мама все молилась, просила у Бога не голодной, а сытой жизни, а, если наступит час смерти, то пусть это будет не в зимнее. а в летнее время. Она вспоминает, как от голода гибли лошади на пашне, как в буран или наевшись лебеды, от кишечных заболеваний умирали люди. После этого, 5 мая 1945 года бригадира - нашу бабушку увезли в Тумутукское милицейское управление, дома остались четверо плачущих детей. Вместо нее дома осталась моя мама. К счастью, после того, как по радио передали радостное сообщение об окончании войны, бабушку выпустили. 24 августа 1945 года живым и невредимым вернулся и дед. Он прожил до 1981 года, его имя высечено на обелиске вернувшимся с войны односельчанам в деревне курай Елга.
Фриза ШАРИФУЛЛИНА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подпишитесь на Telegram- канал газеты «Маяк», а так же читайте нас в «Дзен» и всегда оставайтесь в курсе новостей района!

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Дед, «перехитривший» смерть