Профессиональные и человеческие качества азнакаевского нефтяника, талантливого руководителя Рифгата Латыпова помогают ему оставаться на высоте
Рассказать жизненную историю Рифгата Латыпова, раскрыть его личность как нефтяника, талантливого руководителя - задача не из легких. Что еще можно добавить к тому, что на различных газетных страницах не единожды писалось о его удивительном умении эффективно и плодотворно работать в производстве, высокой гражданской позиции, общественной активности… В этом году 19...
Рассказать жизненную историю Рифгата Латыпова, раскрыть его личность как нефтяника, талантливого руководителя - задача не из легких. Что еще можно добавить к тому, что на различных газетных страницах не единожды писалось о его удивительном умении эффективно и плодотворно работать в производстве, высокой гражданской позиции, общественной активности…
В этом году 19 апреля (по паспорту 1 мая) моему герою, Рифгату Фаздаловичу, исполнится 65 лет. Эта дата - прекрасный повод постараться еще раз дать оценку яркому сочетанию присущих ему прекрасных профессиональных и человеческих качеств, которые помогают ему оставаться на высоте и притягивать внимание современников.
Восемнадцать лет Рифгат Латыпов «стоял у руля» Азнакаевского УПНПиКРС (ныне «Татнефть-РемСервис»), шесть лет, до выхода на заслуженный отдых, он работал заместителем начальника нефтегазодобывающего управления «Азнакаевскнефть» по буровым работам.
Кандидат технических наук в 2000 году защитил свою научную работу в области капитального ремонта скважин, Почетный нефтяник Российской Федерации и ОАО «Татнефть», Заслуженный нефтяник Республики Татарстан, Лауреат премии Миннефтепрома СССР. Награжден двумя медалями, Почетной грамотой Президиума Республики Татарстан, ветеран труда, в копилке наград - около двух десятков Благодарственных писем, Почетных грамот администрации района и города, управления и ОАО «Татнефть». В 2000 году стал победителем республиканского конкурса «Человек - Золотое сердце».
С 1986 по 2010 годы пять раз избирался депутатом Азнакаевского городского и районного Советов. Женат, имеет 2-х сыновей. Эрик - инженер - нефтяник, Эдуард - юрист.
Жизнь не баловала
Он вызывал живой интерес и уважение у современников и руководителей различного уровня как человек, который не боялся ответственности, смело высказывал свое мнение, и отстаивал его, находя веские доказательства. И все достижения Рифгата Латыпова - это плоды нелегкого труда, упорства, принципиальности, целеустремленности, старательности.
Жизнь его не баловала. Будучи сыном советского солдата, побывавшего в фашистских застенках, стиснув зубы, изо всех сил сдерживал себя, чтобы не реагировать на упреки окружающих, что он сын пленника.
Он всю свою жизнь равнялся на отца и бесконечно гордился им, человеком, прошедшим ад войны, не очерствевшим душой, не потерявшим желание жить и до последних своих дней учившимся. Отец изучал языки, постигал все новое и неизведанное. Рано и неожиданно потеряв отца, Рифгат Фаздалович всю свою жизнь в трудные минуты спрашивал себя: «А как бы поступил отец?»
Р.Латыпов свой трудовой путь начал в 1966 году. Прошел все ступени карьерного роста: начинал электромонтером нефтепромысла №3 НПУ «Азнакаевскнефть», стал начальником Азнакаевского управления по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин. Как говорят в народе, он «пробурил» свою профессию до основания.
В 1968 году поступил учиться на геологический факультет Казанского государственного университета и дал себе слово - вернусь в родное Азнакаево и больше никуда! Сдержал его, несмотря на поступавшие лестные карьерные предложения: занять должность заместителя генерального директора по геологии - главного геолога объединения «Красноленинскнефтегаз» в Западной Сибири, приглашали на должность управляющего трестом «Татнефтегазразведка» в Казани, предлагали работу в Москве в министерстве нефтяной промышленности СССР в департаменте по ремонту скважин.
Но Рифгат Латыпов остался верен своему слову, прежде всего родному краю! В доме, который построил его отец, возвращения своего любимого сына ждала мама, Магфира. Родная земля сполна отблагодарила за верность, Рифгат Фаздалович достиг больших высот в профессии. Карьера, которую он сделал, характерна для многих руководителей нефтяной отрасли. На всех постах, на всех ступенях своего роста он показал себя умелым организатором, опытным специалистом своего дела. В 36 лет начинается новая веха в его жизни - Рифгат Латыпов возглавил Азнакаевское УПНП и КРС.
Приказы не обсуждаются
На календаре 1984 год. Первое воскресенье апреля - День геолога, только что прошел праздник. И вдруг, неожиданно, Рифгата Фаздаловича приглашают в райком партии. Первый секретарь райкома КПСС О. Мухутдинов был краток: «Я тебя пригласил по поводу твоего назначения главным инженером управления, - и, констатируя факт, тут же набрал альметьевский номер, - да, Латыпов согласен!» Рифгат Фаздалович за все это время даже не успел раскрыть рта. Генеральный директор «Татнефти» Аклим Мухаметзянов кандидатуру тут же утвердил.
Два года спустя это история повторилась один к одному: из райкома Рифгат Фаздалович вышел уже начальником управления капитального ремонта скважин. Приказы не обсуждались, а тут же выполнялись. Как на фронте.
Эта страница его жизни - одна из самых тяжелых, а потому - одна из самых интересных. Приходилось выкладываться на все сто, работать по 24 часа в сутки, прежде чем трудовой коллектив обрел заслуженный авторитет. Коллектив под его руководством всегда показывал достойный пример успешного сочетания работы в производственной сфере с решением социальных задач. Его вклад в благоустройство города, в развитие материальной базы, сельского хозяйства в районе был несомненен и ощутим.
- Кроме основной работы, важным я всегда считал оказание всесторонней помощи сельчанам района, - вспоминает Рифгат Фаздалович, - будь то посевная или уборочная страда, или заготовка кормов. За период работы для сельчан района мы пробурили 37 артезианских скважин для подачи холодной воды в летние лагеря КРС, из них половина - за счет собственных источников финансирования. Участвовали и в благоустройстве города - нами создан первый замечательный комплекс для отдыха жителей в закрепленном за нами 28-ом квартале возле центрального офиса банка «Девон-Кредит».
В огромный самовар в центре комплекса подавалась вода с пробуренной нами артезианской скважины. Жаль, сегодня он имеет не столь замечательный вид. Еще пример, это первый телеретранслятор на Манаузской горе, запущенный в конце 80-х годов совместно с УБР и РУС, он повысил качество приемов телесигналов, и азнакаевцы вздохнули с облегчением.
К этому надо прибавить и несколько благоустроенных родников, среди которых «Таш-Урта» в селе Манауз, «Мотыгулла коесы» в селе Асеево. Родники и сегодня радуют чистой, хрустальной водой и остаются излюбленным местом отдыха жителей.
Строили жилье. Это 30-ти и 24-х квартирные дома в микрорайоне Тукая, 33-й квартирный в р.п. Актюба. Строили своими силами для своих работников, несмотря на выговоры руководителю за отвлечение финансовых средств.
Зато результат - стабильность и благодарность коллектива, вера рабочих своему предприятию и высокоэффективный труд. За этот период управление 17 раз признавалось лучшим предприятием Миннефтепрома СССР, Минтопэнерго РФ и объединения «Татнефть». А ведь это были труднейшие годы для страны - правления Горбачева-Ельцина, эпоха распада сильнейшего государства мира - СССР, эпоха политической неразберихи, разгул псевдодемократии, коллапса экономики и дефолта страны в августе 1998 года. Задолженность по зарплате доходила до пяти месяцев, росло недовольство работников.
- Не выходит из памяти канун 1999 года. 31 декабря с утра ждали привоза денег на частичную выдачу зарплаты,- вспоминает Рифгат Фаздалович. - Обещали к 10. 00 часам - нет, к 14.00 часам - нет, нервы на пределе. Я с заместителями на площади возле управления, убеждаем, просим терпения, беседуем. Находятся и горячие головы, начинает витать дух «майданизма». Ситуацию спасло то, что мы были в гуще работников, не прятались в кабинетах. Наконец, к 16.00 часам привезли деньги, раздали к 20-ти часам, закрыли ведомости.
Он, как настоящий руководитель, посвятил себя делу сохранения управления, его коллектива. Такой панический дух, как «УПНП и КРС ликвидируется» витало ежегодно, в том числе дважды - вполне реально. В процессе акционирования «Татнефти» в 1994 году эта угроза нависла реально. Латыпову удалось довести до руководства объединения «Татнефти» (положить в папку генерального директора большую статью тюменских нефтяников) о печальных результатах ликвидации УПНП и КРС в системе Главтюменьнефтегаза. Второй такой случай - апрель 2003 года. Объединение «Татнефть» приняло решение о разделе Азнакаевского УПНП и КРС на две части, создав на базе Джалильской зоны самостоятельное управление. В таком случае половина налогов от деятельности капитальщиков ушла бы в другой район.
При поддержке руководства района ему удалось переубедить руководство «Татнефти», и коллектив был сохранен. И сегодня он успешно трудится, правда уже под другим названием - общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-РемСервис». В июне того же года Латыпов был переведен в управление «Азнакаевскнефть» на должность заместителя начальника управления по бурению и ремонту скважин. Каждый этап своей жизни, каждый поворот судьбы Рифгат Фаздалович проходил достойно, с высоко поднятой головой.
- Я считаю исполненным свой долг перед родившей меня благодатной Азнакаевской землей: в 1980-1990 годы с целью повышения нефтеотдачи в продуктивные нефтяные пласты ежегодно закачивались огромные (до 15,0 тысячи тонн в год) объемы алкилированной серной кислоты, - говорит он, вспоминая деятельность капитальщиков в те годы. - Да, внутрипластовое сульфирование с образованием поверхностно-активных веществ, несомненно, повышало коэффициент нефтеизвлечения. Однако различная степень раскрытости недр, несовершенство крепи скважин могли привести к межпластовым перетокам агрессивных реагентов в вышележащие пласты, содержащие воды питьевого и народно-хозяйственного назначения. Не исключалось и уничтожение самой природы.
Доказывая пагубность данной технологии на различных совещаниях, на сессиях районного Совета, на страницах газет и с помощью инициативной группы избранных народных депутатов в Верховном Совете Республики Татарстан, в начале 90-х годов удалось таки добиться прекращения этих неоднозначных работ.
Время летит. Сменяются эпохи, новый 21 век стремительно набирает обороты, но былые свершения навеки остаются в сердцах и в памяти людей. Рифгат Латыпов вошел в историю татарстанской нефти, как принципиальный, бесконечно преданный своему делу руководитель и организатор производства. Сегодня он - душевный, открытый человек, которому есть что рассказать молодому поколению. Обладая чувством собственного достоинства и скромности одновременно, Латыпов всегда говорит то, что думает и знает то, о чем говорит.
Он не тратит драгоценное время на обсуждение пустых идей и замыслов, говорит только о реальном. Если обещает и берется за дело - непременно доводит его до конца. Свидетельство тому - многочисленные почины, конкретные достижения. Он и сегодня живет в бесконечных хлопотах, в новых проектах, радуясь каждому новому дню, постигнув мудрость бытия и смысл жизни.
Нафис Ахмет
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники,
Нет комментариев