Азнакаево
  • Рус Тат
  • Ответственные выборы

    Важная для общества и государства задача - формирование эффективно действующего в интересах народа депутатского корпуса и выборы президента страны, который наделяется избирателями возможностью представлять и осуществлять власть народа. Конституция России провозглашает в качестве высшего непосредственного выражения власти народа референдум и свободные выборы, которые являются одним из главных инструментов воздействия на...

    Важная для общества и государства задача - формирование эффективно действующего в интересах народа депутатского корпуса и выборы президента страны, который наделяется избирателями возможностью представлять и осуществлять власть народа.

    Конституция России провозглашает в качестве высшего непосредственного выражения власти народа референдум и свободные выборы, которые являются одним из главных инструментов воздействия на политическую власть. Защита конституционных прав граждан - одна из непосредственных задач органов прокуратуры, закрепленных федеральным законодательством. За нарушение законодательства о выборах уголовный кодекс предусматривает 4 статьи, а административный - 33. Следует отметить и тот факт, что многие граждане не интересуются и не знают о своих правах, чем пользуются потенциальные правонарушители.

    В целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями в рамках Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. составляются списки избирателей, т.е. лиц, обладающих активным избирательным правом. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления и его дополнительного уточнения избирателям, участникам референдума. Таким образом, гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. За нарушение указанных прав избирателя предусмотрена административная ответственность.

    Более подробно хотелось бы остановиться на правонарушении, которое предусматривает ответственность за использование лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата либо списка кандидатов.

    Федеральное законодательство под использованием преимуществ должностного или служебного положения подразумевает привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидатов, списков кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов.

    Реклама

    Известно, что ни одна избирательная кампания не обходится без предвыборной агитации, к проведению которой законодательством также установлены определенные требования, а именно: размещение печатных агитационных материалов предусмотрено только на специально выделенных органами местного самоуправления местах, за умышленное уничтожение или повреждение которых также предусмотрена административная ответственность, запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 м от входа в них. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

    Действующим законодательством запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Запрещается проводить предвыборную агитацию, а также выпускать и распространять любые агитационные материалы федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

    Период голосования - это важная стадия избирательного процесса, на которой может происходить большое количество разнообразных правонарушений. Так, в целях предотвращения подкупа избирателей установлено, что кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности. Кроме того, установлена административная ответственность за незаконную выдачу гражданину избирательного бюллетеня, сокрытие остатков тиражей бюллетеней.

    Следует отметить, что в период проведения выборов происходят различные правонарушения, которые тесным образом связаны с проведением избирательной кампании. Среди таких правонарушений можно назвать клевету и оскорбление, которые следует признать типичными правонарушениями для избирательного процесса.

    Статья 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается, а бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. За нарушение данного порядка голосования, в том числе выразившееся в подделке подписей избирателей в период проведения выборов, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума». Хочется верить, что все избиратели и должностные лица ответственно подойдут к предстоящим выборам Президента Российской Федерации, и наш район не будет упомянут в криминальных сводках.

    И. САИТОВ, ст. помощник городского прокурора, юрист второго класса

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: