Азнакаево

Азнакаевский район

18+
Рус Тат
ОБЩЕСТВО

Опыт Китая и Азнакаево: требования в системе образования у нас схожи

В Азнакаевском муниципальном районе прошла международная конференция «Сельская школа, как ресурс развития образования региона: состояние и перспективы». Практическая часть конференции частично освещена на страницах газеты. В продолжение знакомства с нашим районом на базе общеобразовательной школы №9 делегатов ознакомили с деятельностью фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть», который оказывает материальную поддержку, содействие...

В Азнакаевском муниципальном районе прошла международная конференция «Сельская школа, как ресурс развития образования региона: состояние и перспективы».

Практическая часть конференции частично освещена на страницах газеты. В продолжение знакомства с нашим районом на базе общеобразовательной школы №9 делегатов ознакомили с деятельностью фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть», который оказывает материальную поддержку, содействие в выявлении и развитии интеллектуальных, творческих способностей и талантов детей.

А наблюдая четкие и точные движения ребят на занятии по военной подготовке, гости и сами захотели подержать в руках легендарный автомат Калашникова.

В Азнакаево немало достопримечательностей. В рамках конференции участники встречи посетили спортивную школу в поселке Актюбинский, в память о своем первом визите посадили саженцы рябины в новом «Парке нефтяников», открытом в дни празднования 70-летия нефти Татарстана.

В Актюбинской общеобразовательной школе №1 делегатов конференции заинтересовали работа школьного телевидения, деятельность общественных формирований, движений экологической направленности, которые организованы с целью раскрытия и развития способностей учащихся. Были продемонстрированы модели ученической формы, введенной с нынешнего года в школах района. Радушно встретили наших гостей и в гордости нашего района - мастерской «Актюбинская игрушка», которая известна далеко за пределами района.

20 сентября знакомство с азнакаевской землей было продолжено. Посетили памятные места города, промышленные предприятия, на которых производятся товары, имеющие высокий рейтинг на мировом рынке, объекты культуры, религии.

Делегация побывала в общеобразовательной школе №5, где гости ознакомились с богатым образовательным и воспитательным опытом педагогов, учебной программой, в которой значительное место уделяется инновационным проектам. Уже у входа внимание гостей привлек передвижной стоматологический кабинет производства нашего завода «Нефтемаш». Такой перемещаемый лечебный кабинет, работу которого возможно организовать в любой школе района, вызвал неподдельный интерес участников встречи.

- Для нас большая новость то, что руководство района на таком высоком уровне проявляет заботу о здоровье детей, - сказали они.

В программе конференции было много деловых встреч, обмена мнениями, опытом. Плодотворные дискуссии прошли в каждой из посещенных школ.

Так, в ходе Круглого стола в Тумутукской школе директоров школ района заинтересовали вопросы, есть ли и в Китайской Народной Республике программы всесторонней поддержки молодых, талантливых учителей, такие, как татарстанский «Алгарыш», о приоритетных проектах, представляющих преимущества для учащихся, о фондах поддержки сферы образования.

Речь шла об учебных программах, формах дополнительного образования, внеклассных мероприятиях. Ни один из этих актуальных вопросов не остался без ответа:

- Какое мнение у вас создалось об азнакаевских педагогах?

- Педагоги Азнакаево искренне любят своих учеников, это отражается во всем, во взглядах, действиях, взаимоотношениях.

- Есть ли преподаватели-мужчины в китайских школах?

- В школах около 30 % учителей - мужчины, в высших учебных заведениях количество педагогов-мужчин больше.

- Какие ступени системы образования приняты в ваших школах?

- Начальная школа - 1-6 классы, среднее звено - 7-9 классы, а 10-12 классы у нас называют второй ступенью среднего образования. До девятого класса образование обязательное и бесплатное. Затем около половины учащихся выбирают профессиональные учебные заведения, а половина продолжает получать среднее образование.

- Обучение наших детей начинается с изучения букв алфавита, а сколько иероглифов должен усвоить китайский школьник?

- Китайских иероглифов - более 20 тысяч, учащийся школы должен знать 3 тысячи из них.

Мы пришли к выводу: требования в системе образования у нас схожи. Буквы разные, будь то алфавит, или система иероглифов, но цель обучения одна, ведь знания, получаемые ребенком в школе - основа его дальнейшего жизненного пути и самоопределения.

Итоги Международной конференции были подведены в Центре детского творчества. В ходе конструктивного диалога участники обменялись мнениями, опытом по вопросам создания условий для развития сельских школ, карьерного роста, образовательных и миграционных стратегий.

Охарактеризовав основные аспекты жизнедеятельности района, его достижения на республиканском уровне, руководитель исполкома района Айдар Шамсутдинов подробно остановился на сфере образования.

- Главным приоритетом для всего района, безусловно, является образовательная система, ведь от нее зависит воспитание, обучение наших детей - нашего будущего.

Развитие системы образования в инновационном ключе, сохранение интеллектуального богатства, работа с одаренными детьми, национальное образование, создание комфортной среды для обучения и воспитания - были и остаются самыми важными направлениями нашей деятельности, - сказал он.

В районе действует 106 образовательных и воспитательных учреждений. В трех из 32 школ, в лицее и гимназии осуществляется углубленное изучение английского языка. В центре внимания - улучшение материально-технической базы школ. За последние два года, в рамках республиканской программы, в семи из них произведен ремонт на сумму 100 миллионов рублей, 35 миллионов расходов покрыто из средств местного бюджета.

Недавно открыт современный учебно-воспитательный комплекс в новом микрорайоне города, планируется строительство модульного детского сада в п.Яна Юл.

Сегодня на рынке труда востребованы высококвалифицированные работники, в частности, по району требуются сварщики, токари, механизаторы. Работая в этом направлении, на базе «Лениногорского политехнического колледжа» в четырех сельских школах района открыты курсы обучения трактористов и машинистов сельскохозяйственного производства. Наши педагоги принимают активное участие в республиканских, российских программах и проектах, получают различные гранты. Один из самых интересных - исследовательский проект в рамках обучения в Высшей школе экономики.

С 2010 года Институт развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» организовал совместный российско-китайский проект по изучению образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей. С результатами проекта ознакомила его руководитель, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяна Абанкина.

В этом ключе велась работа и в нашем районе. Об этом проинформировала директор азнакаевского информационно-методического центра Лилия Ахмадишина. Следует отметить, что результаты исследований, проведенных в Московской области, Республике Саха Якутия и в Азнакаевском районе существенно не отличаются. Наблюдается уменьшение количества сельского населения, все больше школ становится малокомплектными, опыта работы в условиях школы с малым количеством учащихся недостаточно. На сегодняшний день в сельских школах района обучается 1180 детей, это - всего 22% от общего количества учеников.

Данный фактор отрицательно влияет на комплектование классов, объемы учебной нагрузки, кадровый состав, многократно повышает затраты на образование одного ученика. Однако очевидно, что школа играет основную роль в жизни и развитии села, исходя из этого, руководство района первоочередной задачей ставит создание всех необходимых условий для полноценного обучения каждого школьника.

Большинство сельских выпускников не вполне ясно представляют, в каком направлении продолжить дальнейшее обучение, переживают некоторую растерянность. Поэтому необходимо проводить в школах дополнительные занятия, направленные на определение жизненной стратегии.

- На сегодняшний день актуальная для района задача - создание нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия сельских школ, - подчеркнула Лилия Ахмадишина. - А это - создание сетевых межшкольных классов, совместных образовательных программ, взаимозачеты результатов, итогов обучения конкретного лица по соответствующим дисциплинам, выдача соответствующего документа каждым из образовательных учреждений, входящим в сеть и др.

Такая модель предусматривает организацию центра диагностики и консультирования, сетевых управленческих, проектных групп.

Инновационные направления деятельности, применяемые в районной системе образования вызвали большой интерес у делегатов конференции. О финансировании профессионального образования в Китае рассказал в своем выступлении доцент Института финансирования и налоговой службы Нанкинского университета финансов Tian Zhigang.

Директор бюджетного финансирования, заместитель директора того же института Нанкинского университета Huang Bin особо отметил общую и для России, и для Китая необходимость - развивать систему среднего и начального профессионального образования.

С интересной информацией о путях решения проблем образования в сельских районах Китая выступил директор института педагогики Педуниверситета центральной части Китая Fan Xianzuo. Китайские педагоги и ученые, методист Центра мониторинга и развития образования из города Чебоксары Надежда Смирнова, начальник управления профессионального образования министерства образования и науки РТ Тимирхан Алишев подчеркнули, что конференция была организована на высоком профессиональном уровне, прошла в конструктивном, деловом ключе и стала всесторонне полезной для ее участников.

Они высоко оценили современные методики, нововведения, инновационные проекты, применяемые в системе образования Азнакаевского района.

- В сегодняшних непростых экономических, демографических, социальных условиях сельская школа нуждается в поддержке, - сказал подводя итоги конференции заместитель руководителя исполкома района по социальным вопросам Дамир Гилязов. - Поэтому мы находимся в постоянном поиске нестандартных, новых путей, средств и способов адаптации образовательных учреждений к сложившейся ситуации.

Опыт Китая и Азнакаево, безусловно, будет полезен всем нам, даст свои положительные результаты, определит перспективы на будущее. Пусть и в дальнейшем продолжится наше плодотворное сотрудничество в достижении единых целей обучения подрастающего поколения!

Лиза НУРЛЫЕВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подпишитесь на Telegram- канал газеты «Маяк», а так же читайте нас в «Дзен» и всегда оставайтесь в курсе новостей района!

 

Реклама

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Опыт Китая и Азнакаево: требования в системе образования у нас схожи