Азнакаево

Азнакаевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
ОБЩЕСТВО

Как воевал разведчик из Азнакаево Хабибулла Хамидуллин

Ветеран Великой Отечественной войны, бывший бурильщик Азнакаевского предприятия буровых работ Хабибулла Хамидуллин в первой половине августа отметит свое 90-летие. В беседе с этим интересным собеседником время пролетело незаметно… По долгу службы я часто встречаюсь с ним на различных мероприятиях, проводимых для ветеранов. И живем мы по соседству, так что наши...

Ветеран Великой Отечественной войны, бывший бурильщик Азнакаевского предприятия буровых работ Хабибулла Хамидуллин в первой половине августа отметит свое 90-летие. В беседе с этим интересным собеседником время пролетело незаметно…

По долгу службы я часто встречаюсь с ним на различных мероприятиях, проводимых для ветеранов. И живем мы по соседству, так что наши пути нет-нет да и пересекаются. Каждый раз, будь то мимолетная встреча или важное мероприятие, ловлю себя на мысли, что получаю удовольствие от общения с этим человеком. Даже в этом почтенном возрасте он не утратил ясной памяти, его взгляды на жизнь, осведомленность о происходящих в мире событиях, расположенность, искренний интерес к собеседнику просто восхищают! А ведь судьба ветерана-буровика, как и многих его современников, была не из легких…

В начале 1942-го - первого, самого тяжелого для страны и решающего года войны, 18-летний парень из села Алькеево был мобилизован в ряды Красной Армии. Их, троих новобранцев из района, направили в Новосибирск, в учебный отряд подготовки младшего командного состава. Сразу после трехмесячных ускоренных курсов новоиспеченные младшие сержанты получили назначение в действующую армию, на оборону Ленинграда.

Первое боевое крещение он получил в составе особого мобильного батальона лыжников, в схватке с финнами, захватившими Карельские земли. Здесь же получил и первое ранение - осколком гранаты повредило правую руку.

Затем был блокадный Ленинград… Крепко сложенный, словно гренадер, находчивый и неунывающий сержант Хамидуллин попал в полковую разведку.

- Белые ночи затрудняли службу, на сторону немцев ходили в сумерках. В нашу задачу входило изучение позиций противника перед вступлением полка в бой с врагом, сбор информации, взятие «языка» для штаба. Испытали и голод. 70 граммов сухарей, наполовину из опилок, конечно, не хватало молодому воину. Приходилось есть мясо убитых снарядами лошадей, в ход шли и травы, кора деревьев. Всего, что мы видели, не опишешь словами… А все же уберегли, не отдали город фашистам, - так вспоминает Хабибулла ага годы военного лихолетья.

Спустя немного времени, его, единственного из полка, переводят в отдельную дивизионную разведку. Он попал в ряды истинных мастеров военного дела, прошедших огонь и воду, не раз смотревших смерти в лицо, многие из них прошли штрафбаты, одним словом, много видавший, испытавший, отчаянный, бесстрашный народ… В составе 63-ей Краснознаменной гвардейской стрелковой дивизии он участвовал в решающих боях по прорыву блокады. За проявленный героизм награжден орденами и медалями. И все же самая дорогая его сердцу, предмет гордости ветерана, престижная среди солдат, только после войны нашедшая своего героя - это медаль «За отвагу». Несколько раз он был ранен, получил контузию.

Последний бой для него состоялся 12 января 1944 года, во время кровопролитных сражений за прорыв блокады. После тяжелого ранения старший сержант 11 месяцев боролся со смертью в тыловом госпитале, перенес 4 операции. Ему не было еще и 22-х, когда он на костылях вернулся в родные края инвалидом войны 3-й группы.

Немного оправившись от ранений, устроился заведующим клубом на Какре-Елгинскую МТС, там и познакомился со своей будущей супругой. Сабира работала механизатором. Молодая семья завербовалась на разработку торфяных месторождений в Ярославскую область. Прожили они там около 5 лет.

Услышав о том, что в Азнакаево открылась буровая контора, и принимают рабочих, Хабибулла поспешил вернуться на родину. Да вот незадача - в буровики инвалидов не берут. Что делать? Не привыкший пасовать перед трудностями, прошедший всю войну фронтовик нашел подход к врачам и, получив справку о снятии инвалидности, стал рабочим разведочной буровой бригады. Было это в январе 1952-го, первым местом работы здесь стала 71-я скважина, располагавшаяся у деревни Катимово.

- Все, кто работал в разведочной бригаде, жили поблизости, с семьями квартировали у селян. Я тоже перевез Сабиру с сыном к себе. Снимали угол в крохотной деревенской избе. Родился второй сын. Наверное, время было такое, и люди были великодушные, без особых претензий - и хозяева, и мы дружно делили кров, жили мирно и благополучно… Так я стал буровиком, - рассказывает Хабибулла Хамидуллович, распутывая клубок своих воспоминаний.

Вскоре его переводят помощником бурильщика. А потом выучился на бурильщика, стал руководить вахтой. Был в числе передовиков соревнований по скорости бурения на первенство конторы, управления, объединения «Татнефть». И здесь он заслужил почет и уважение. Даже когда пришло время расстаться с механизмами бурильщика и уйти на заслуженный отдых, его не сразу отпустили из РИТСа. Еще около 5 лет он работал слесарем подготовки бурильного оборудования.

… Больше часа продолжалась наша беседа. Он много и интересно говорил, но ни разу не пожаловался ни на тяжелые фронтовые дороги, ни на трудности работы в бурении. Он жизнерадостен, доволен сегодняшним днем. И сейчас он не прерывает связи с родным коллективом буровиков, где прошло больше трех десятков лет его жизни, Этот последний из могикан по-прежнему чувствует себя членом крепкой команды…

Наиль АБДУЛЛИН

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подпишитесь на Telegram- канал газеты «Маяк», а так же читайте нас в «Дзен» и всегда оставайтесь в курсе новостей района!

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Как воевал разведчик из Азнакаево Хабибулла Хамидуллин