Азнакаево
  • Рус Тат
  • История Азнакаево

    Основанная на документах архивов Москвы и Уфы «История Азнакаево» на татарском языке была написана кандидатом исторических наук Т.Т.Каримовым в 1995 году в бытность его старшим научным сотрудником Азнакаевского краеведческого музея. За годы его работы в музее были написаны десятки историй населенных пунктов района с использованием архивных источников. Они послужили основой...

    Основанная на документах архивов Москвы и Уфы «История Азнакаево» на татарском языке была написана кандидатом исторических наук Т.Т.Каримовым в 1995 году в бытность его старшим научным сотрудником Азнакаевского краеведческого музея. За годы его работы в музее были написаны десятки историй населенных пунктов района с использованием архивных источников. Они послужили основой для создания концепции и экспозиций нашего музея.
    Хотя прошло более полутора десятка лет с тех пор, как этот труд был опубликован на татарском языке в республиканских периодических изданиях и книге «Азнакай тамчылары», своей актуальности он не утратил до сих пор. Этими материалами пользуются и население района, и учителя истории.
    В Год историко-культурного наследия РТ предлагаю вниманию читателей новую редакцию перевода текста «История Азнакаево» на русский язык с некоторыми дополнениями из архивных источников, с учетом реалий нового времени и тех замечаний, которые накопились за прошедшие годы.


    ***

    Реклама


    Азнакаево - древний край. Чтобы раскрыть историю его возникновения, пришлось изучить множество источников. В первую очередь, это - документы ревизий, то есть переписи населения.
    Обратимся к материалам третьей ревизии 1762-1767 годов. Сведения об Азнакаево, расположенном на правом берегу речки Манауз,чистая вода которой использовяалась для питья, приходятся на 1762 год. Сообщается, что деревня относилась к Байлярской волости. Ее жители входили в состав двух команд. 58 мужчин числились в команде Суендека Тукбаева, 16 - в команде Масая Хасанова. В документах 1762 года приведены и данные о численности мужчин, зарегистрированных во время второй ревизии 1744-1747 годов. Например, в 1747 году в команде Суендека Тукбаева было 43 мужчины из Азнакаево. А сведений о том, числились ли в том году азнакаевцы в команде Масая Хасанова, нет.
    Наряду с Азнакаевом упомянуты такие деревни юга и юго-востока Татарстана, как Яту, Кыр-Каен, Амекеево, Илтимерово, Коллар, Чыныш, Кормаш, Бикчантаево. В команде старшины Масая Хасанова числились ясачные татары этих да еще трех деревень края - всего 286 мужчин. Большинство из них сейчас относятся к Актанышскому району.
    Команда Суендека Тукбаева была многочисленнее (1758 мужчин). Это были жители 56 деревень, ныне находящихся на территории Азнакаевского, Мензелинского, Сармановского, Муслюмовского, Актанышского, Тукаевского районов. Кроме Азнакаево, в этом списке упоминаются Чалпы, Сапеево, Сухояшево. Тогда Сухояшево было только одно, и оно, судя по документу, располагалось на берегу речки Сукояш. Возможно, оттуда и пошло название деревни.
    В ревизской книге вышеупомянутые жители Азнакаево названы «ясачными». Так называли крестьян, плативших ясак - натуральный налог, которым облагались в старину татары, марийцы и некоторые другие нерусские народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Даже после отмены ясака этот термин долго использовался как сословный признак. Большая часть ясачных, прибывших в край в конце ХVII - начале ХVIII века, а то и раньше, регистрировалась государством в специальных тетрадях (по-татарски «дәфтәр»). Это слово по-русски произносили «девтяр»-«тевтяр»-«тептяр». Отсюда пошло название сословия «тептяре»- «типтәрләр». Поэтому с конца ХVIII века, во время третьей ревизии азнакаевские ясачные татары называются «тептяре» или «тептяре ис татар».
    Но некоторые историки из политических соображений пытаются представить тептярей как отдельную народность. Это расценивается как их нежелание открыто признать термин сословным признаком нескольких нерусских народностей. После упразднения сословий тептяре из татар остались татарами, из чувашей - чувашами, из марийцев - марийцами. И такой исход был принят как естественный, само собой разумеющийся. Ведь сословия (ясачные, башкиры, тептяре и т. д.) и народности - понятия несовместимые.
    Возникает вопрос: когда же вышеназванные ясачные татары начали жить в Азнакаево. Документ Башкирского центрального государственного архива гласит, что предки 2 тептярей, численность которых к 1840 году достигла 278, в 1743 году заключили договор с «башкирами» о заселении на этой территории.
    Как все окрестные земли, так и азнакаевский участок принадлежал «башкирам» Юрмийской волости. Численность представителей данного сословия в ХVIII веке была крайне мала. И это наталкивает на определенные выводы.
    Азнакаево (Азнакай) - необычное для нашего времени название. Но в документах ХVII-ХVIII веков такие имена изредка встречаются. Исходя из этого, предположим, что основателем деревни был человек по имени Азнакай. В «Словаре татарских имен» профессора Г. Саттарова о происхождении этого имени высказывается следующая мысль: «Азнакай - мужское имя, образовано путем присоединения к слову «азна» («атна» - «пятница» уменьшительно-ласкательного суффикса -кай. Им нарекали мальчика, родившегося в пятницу».

    Г.Хисамиева, директор МБУ «Азнакаевский краеведческий музей», кандидат культурологии
    Тагир Каримов, кандидат исторических наук

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: