Азнакаево
  • Рус Тат
  • История Азнакаево

    Продолжение Первые сведения о Нагайбацкой крепости в ХVIIIвеке оставил П.И. Рычков в своих знаменитых трудах "Топография Оренбургская" (Санкт-Петер­бург, 1762) и "Журнал или дневные записки путешествий" (Санкт-Петербург, 1770). Внимания заслуживает книга историка В.Н. Витевского "И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г." (Казань, 1897), где сообщается, что "нагайбаками...

    Продолжение

    Реклама

    Первые сведения о Нагайбацкой крепости в ХVIIIвеке оставил П.И. Рычков в своих знаменитых трудах "Топография Оренбургская" (Санкт-Петер­бург, 1762) и "Журнал или дневные записки путешествий" (Санкт-Петербург, 1770). Внимания заслуживает книга историка В.Н. Витевского "И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г." (Казань, 1897), где сообщается, что "нагайбаками назывались выходцы из кир­гизского плена, селившиеся в окрестностях Нагайбацкой крепости и представлявшие, по выражению поэта, самую разнообразную "смесь одежд и лиц, племени, наречий, состояний". Далее автор пишет: «Крепость была основана в 1736 году, когда начался башкирский бунт на Казанской дороге. По преданию, сообщаемому Рычковым, на месте крепости в старину находился ногайский город, на чтоуказывает и назва­ние протекающей здесь речки Кала-Елга (городовая речка), а в полуверсте от ее устья доселе заметны остатки рва и вала, кото­рый состоит из черноземной насыпи и в виде полукруга идет на про­тяжении 74 сажен. Когда ногайцы удалились на Кубань, здесь кочевал Нагайбак, по имени которого и самый юрт стал называться деревней Нагайбаковой. Близость рек Ика и Камы и другие природные удобства к поселению издавна привлекали сюда башкир, татар и других инородцев, здесь, например, жили известные башкирские возмутители Кусюм и сын его Акай. Кусюм юрт или жилище находилось версты на три от Нагайбацкой крепости, вниз по течению Ика, а становище Акая - верстах в пяти на заречной стороне при озере, которое от него и получило свое название Акай-Куль (Акаево озеро). На выселение сюда казан­ских татар указывает сходство обычаев и языка нагайбаков с казан­скими татарами и название деревни Казанчи, состоящей в приходе села Нагайбака. В окрестностях Нагайбака доселе еще можно видеть остатки нехристианских кладбищ: одно из них находится в 50 саженях от села при дороге в деревню Смысловку, другое - в двух верстах от села на берегу Ика; далее в одной версте отсюда на северо-восток имеется еще одно кладбище на горе, где попадаются намогильные камни с татарскими надписями, но без обозначения годов. Впослед­ствии Нагайбацкая крепость и ее окрестности сделались средоточи­ем всех выходцев из киргизского плена, пожелавших креститься ... Обыкновенно же выходцев из киргизских степей крестили в Уфе и Оренбурге и поселяли на жительство в Нагайбацкой крепости или в приписанных к ней поселках. Все крестившиеся выходцы из киргизского "полону" также стали называться нагайбаками по местожительству. Между самими нагайбаками существует предание, что они - потомки арских татар, крестившихся при Грозном, вскоре по завоевании Казани, в числе коих были и татарские мурзы. Несом­ненно также, что в состав нагайбаков вошли впоследствии и креще­ные калмыки и другие инородцы: самый язык нагайбаков отчасти ука­зывает на то, что он когда-то принадлежал к смешанной расе, орга­низовавшейся из самых разнообразных элементов, в числе которых главное место принадлежало татарам и калмыкам. Рычков говорит, что в состав нагайбаков входили также авганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадашканцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персиане, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы…»
    Взятие крепости требовало больших усилий. Гарнизон под руководством Новикова упорно держал оборону и не хотел уступать ее восставшим. Только после длительной осады и прибытия дополнительных сил крепость оказалась в руках пугачевцев. Указом Е.Пугачева атаманом был назначен В.Торнов.
    Такое доверие Василию Торнову было оказано не случайно. Еще раньше он побывал здесь с манифестом Е.Пугачева и доставил ему письменную присягу местного населения на верность новому «царю».В боях под Стерлитамаком сотник В.Торнов попал в руки правительственных войск и его отправили в заточение в Казань. Освободился он лишь после взятия города пугачевцами. Вскоре из ставки Пугачева был отправлен указ о назначении его атаманом Нагайбака.
    Возможно, во взятии Нагайбацкой крепости участвовало население как Азнакаево, так и близлежащих деревень. По одной из версий, часть повстанцев останавливалась на Чатыр-Тау, готовясь к схваткам с правительственными войсками. Автору этих строк довелось слышать рассказы о том, что в пещере горы в 60-70-х годах ХХ столетия находили шпагу и сабли. Все эти легенды говорят о тесной связи края с пугачевским движением.
    Как свидетельствуют архивные документы, в 1795 году в деревне Азнакаево было 46 дворов. По численности населения она превосходила такие окрестные деревни, как Уразаево, Тойкино, Асеево, Агерзе и др. Жители подразделялись на три сословия. Большинство составляли тептяре (161 мужчина, 163 женщины). Затем следовали ясачные татары (12 мужчин и 8 женщин). А «башкир» было совсем мало (6 мужчин и 18 женщин). В архивных документах деление на основные вышеперечисленные сословия с некоторыми коррективами наблюдается вплоть до 1917 года. В материалах переписи населения, хранящихся в Центральном государственном архиве Татарстана, в графе «национальность» у представителей всех трех сословий указано «татарин». В народе ясачных татар прозвали «казанские татары» или «казанцы». В период кантонного правления (1798-1864 годы) азнакаевские «башкиры» числились в 12-м башкирском кантоне, тептяре - в 5-й тептярской команде Бугульминского уезда.
    Особого внимания заслуживают архивные сведения за 1829 год. В деревне было 51 хозяйство. Абсолютное большинство составляли тептярские (42). 7 дворов принадлежали ясачным татарам, 2 - «башкирам». По сравнению с 1795 годом численность тептяр намного выросла (223 мужчины и 221 женщина), в то время как среди ясачных татар насчитывалось 18 мужчин и 16 женщин, среди башкир - и тех, и других по 13. Как и повсюду в деревнях, в Азнакаево в то время действовала одна мечеть.
    Интересна информация, касающаяся быта азнакаевцев. Земледелие и животноводство были основными занятиями населения. В свободное от полевых работ время женщины пряли нити из шерсти, конопли, ткали холсты и сукно. Часть мужчин «башкирского» сословия (по два человека на коне из пяти дворов) каждый год поочередно проходили воинскую службу в разных крепостях Оренбургской линии. Во время службы они получали жалованье и «на ремонт коней». Ясачные татары платили в казну оклад (налог). Тептяре по очереди призывались в Оренбургский двухтысячный тептярский конный полк.
    Как видно из исторических источников, к середине ХIХ века численность населения значительно выросла. В 1859 году в 213 хозяйствах проживало 549 мужчин и 554 женщины. По таким показателям Азнакаево было одним из крупных сел края. Здесь по-прежнему действовала одна мечеть.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: