Азнакаево
  • Рус Тат
  • Чатыр-Тау как хранительница наследия

    Сейчас, в условиях возврата к историческим корням, которые под напором идеологических запретов были забыты целыми поколениями, стало возможным не только изучение святынь народов, но и использование результатов работы для возрождения, обогащения духовности в обществе. Как в России в целом, так и в Татарстане новое наполнение обретает понятие «культурное наследие». Это...

    Сейчас, в условиях возврата к историческим корням, которые под напором идеологических запретов были забыты целыми поколениями, стало возможным не только изучение святынь народов, но и использование результатов работы для возрождения, обогащения духовности в обществе.

    Как в России в целом, так и в Татарстане новое наполнение обретает понятие «культурное наследие». Это - память о жизни народов в прошлом, источник современного культурного процесса. Производное от понятия «память» - памятник. Но не все объекты могут быть причислены к памятникам.

    В нашем районе есть замечательный памятник природы - Чатыр-Тау (Шатер-гора). С 1999 года она в составе Государственного природного заказника комплексного значения. Это - одна из самых высоких точек Татарстана. Ее высота 321,7 м над уровнем моря. С ее вершины в ясную погоду открывается панорама около 20 населенных пунктов. Пятьдесят степных растений территории заказника занесены в Красные книги Татарстан и России.

    Гора Чатыр-Тау примечательна богатейшей в республике колонией сурков-байбаков. В 1995 году они были занесены в Красную книгу республики. Благодаря 10-летнему запрету на охоту их численность была восстановлена. Поэтому сурки сейчас выведены из списка редких и исчезающих животных.

    Заказник имеет природоохранное, научно-познавательное и эстетическое значение. Он был создан для сохранения естественных и искусственных экосистем Бугульминско-Белебеевской возвышенности, биологического разнообразия редких растений и животных, произрастающих и обитающих на ее территории.

    Чатыр-Тау как главная азнакаевская достопримечательность всегда приковывала к себе внимание. Кто-то находил здесь творческое вдохновение, кто-то восхищался величием района, а кто-то просто отдыхал душой, получая заряд положительной энергии. И это не случайно. Здесь витает дух наших предков.

    Население региона с ХIV века было неоднородным. Как подчеркивают ученые Д.Г.Мухаметшин и Ф.С.Хакимзянов, «оно было не только булгарским, но и частью многоплеменного кипчакского мира, который кочевал по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Степной Зай, Сюнь, Мензеля». Земли района - часть Кипчакской степи, которую знали и как Половецкую. Этнокультурное формирование приуральских татар Икского бассейна, то есть коренных жителей района, с того периода шло на основе родоплеменных общин Ногайской Орды. Это государство было основано при распаде Золотой Орды полководцем Ногаем мурзой.

    На азнакаевской земле уже в то время шел процесс формирования татарского языка на основе общетюркского (кипчакского) языка. Поэтому и сегодня жители района говорят на татарском языке, очень близком к современному литературному.

    Как свидетельствуют археологические памятники Чатыр-Тау, примыкающие к горе территории человек начал осваивать много веков тому назад. Уразаевско-Азнакаевская стоянка и Уразаевско-Азнакаевский курган, выявленные во время полевых исследований раннебулгарской экспедицией во главе с доктором исторических наук Е.П.Казаковым в 1986 году, говорят о следах пребывания древних людей. Стоянка расположена на левом берегу реки Стярле в полутора километрах к востоку от села Уразаево. Найденные здесь предметы относятся к бронзовой эпохе, срубной культуре. Но раскопки здесь не проводились. Памятники Чатыр-Тау ждут археологов и проведения охранных мероприятий.

    Реклама

    Вплоть до ХVII века территория района была пристанищем ногаев. Это научно обоснованный факт, впервые установленный доктором филологических наук М.И.Ахметзяновым на основе изучения надписей на эпиграфических памятниках и родословных, сохранившихся в районе. Происхождение намогильных камней, опираясь на тексты шеджере, он связывает с переселившимися сюда из Крыма кочевыми татарскими племенами. Это подтверждается и горой Чатыр-Тау (в Крыму Чатырдаг).

    На склонах горы были пещеры. Но на данный момент вход в главную почти засыпан. Академик Петербургской академии наук П.Паллас, побывавший в наших краях 250 лет тому назад, писал: «В этой стороне по левую сторону дороги и от упомянутой деревни (Сапеево - Г.Х.) прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочито высокому Шатырь Тау, возвышаясь, подымается, на полдень идущими долинами разделяется. Как мне сказано было, что на оной горе находится медный рудник. Несмотря на сильную наступающую грозу, туда я поехал».

    По словам П.Палласа, медный рудник находился в двух верстах от дороги. Он принадлежал Иштиряковскому медному заводу купца Мясникова. Рудник начали осваивать в 1761 году. Естествоиспытатель нашел здесь две старые штольни, отчасти уже обвалившиеся. А в 1772 году на север от старой начали обрабатывать новые штольни.

    В народе бытует поверье, что в районе горы останавливались войска Е. Пугачева. В 1960-1970-х годах мы, азнакаевцы, называли ее Пугачевкой. Но, как известно, Е.Пугачев прошел по Мензелинской дороге, в наших краях его не было. Здесь могли остановиться лишь повстанцы - жители деревень округи. Данных на этот счет в архивных документах нет.

    «Чатыр» - название, данное по внешнему виду, признакам рельефа. Действительно, гора напоминает шатер, но только усеченный в вершине. Учеными она называется еще и «Столовой». Возможно, ключ к раскрытию смысла географического названия лежит в нарицательном слове. Чатыр-Тау - пример топонима, образованного словосложением слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает Шатер-гора. Второе слово крымского топонима «даг» с древнетюркского (кипчакского) языка переводится как «гора» («могила» в то же время).

    Некогда на вершине горы стояло деревянное куполообразное сооружение, служившее для народа молельней. Говорят, что у Чатыр-Тау, как у каждой большой горы, есть свой дух - «тау иясе» (хозяин горы). Как гласит народная молва, если загадать на вершине горы Чатыр-Тау одно заветное желание, то оно непременно сбудется.

    По рассказам старожилов района, сохранившимся легендам известно, что на склоне Чатыр-Тау, названном «Изгеләр тавы» (Гора святых) хоронили тех, кого сообщество признало святыми. Каждый, кто участвовал в похоронной процессии, приносил с собой хотя бы по камушку. Камни оставляли на месте захоронения в надежде изгнать шайтана, очистить дух умершего, чтобы его душа быстрее достигла божественного лона. Груда камней среди степи служила святилищем.

    Под «Изгеләр тавы» находился «Изгечишмә» (Святой источник). По поверьям, именно здесь совершались обряды омовения умерших, причисленных к сану святых. Люди приезжали сюда хотя бы раз в год для совершения омовений, которые считались целебными. В деревянный желоб кидали монетки в надежде приехать сюда еще не раз. Святой источник в настоящее время перекрыт, но место его еще не высохло.

    Таким образом, мы можем рассматривать нашу достопримечательность и как природное, и как историко-культурное наследие края. Ведь недаром Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия продекларировала взаимосвязь и единство природного и культурного наследия.

    Г.Хисамиева, кандидат культурологии

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: