Азнакаево
  • Рус Тат
  • Азнакаевский Чатыр-Тау является аналогом горы Чатырдаг в Крыму

    Территория нашего района некогда входила в состав Ногайской орды. В этом кочевом государстве главным занятием было скотоводство. Население его перемещалось в зависимости от сезонных условий в те места, закрепленные за ордой, где было привольно скоту. Кочуя, народ оставлял географические названия, перенося их с места на место. Как символ своего обитания...

    Территория нашего района некогда входила в состав Ногайской орды. В этом кочевом государстве главным занятием было скотоводство. Население его перемещалось в зависимости от сезонных условий в те места, закрепленные за ордой, где было привольно скоту. Кочуя, народ оставлял географические названия, перенося их с места на место.
    Как символ своего обитания в наших краях крымчане оставили нам в наследие название горы Чатырдаг (тау и даг эквивалентны). Хотя по высоте они резко различаются, но по названию наша Чатыр-Тау является аналогом горы Чатырдаг в Крыму. Это - научно обоснованный факт. Академик, доктор филологических наук М.И.Ахметзянов, изучавший в свое время памятники района, в одном из своих трудов утверждает:
    - Повторение крымского топонима на территории Икского бассейна нельзя принимать за случайность. Между Волгой и Уралом нет больше Чатыр-Тау. Она - единственная.
    Для раскрытия ее тайн надо обратиться к историческим источникам. На Азнакаевской земле в 1380-х годах со своими племенами остановился крымский хан Габдулла. Такие выходцы из Крыма, как племена Гирает бия, Буркут бия, остались жить здесь. Самая высокая точка нашего края напомнила им крымскую Чатырдаг. И это название сохранилось до сегодняшнего дня в память о них. Подобные аналоги в истории татарского народа в топонимах и гидронимах Татарстана встречаются...Такие названия, как Карасу, Балыклы, Кирмэн, Актау, Акмечеть, Суыксу, Бакчисарай, известны как в Крыму, так и в Волго-Уральском регионе.
    Чатыр-Тау испокон веков приковывал к себе внимание своим неповторимым обликом, наличием силового поля вокруг, святыми источниками и целебной растительностью. До 1914 года здесь ежегодно проходили джиены просвещенных татар окрестностей. До 20-х годов молодежь каждое лето устраивала День Чатыра. А в советское время ежегодно весной здесь проводился молодежный слет. Сейчас летом сюда стремятся отдельные группы со всех концов нашей страны как на одно из мест силы.
    И в наши дни былая слава Чатыр-Тау постепенно восстанавливается. В 2009 году провели республиканскую научно-практическую конференцию "Чатыр-Тау: проблемы охраны и использования". Вот уже несколько лет подряд проводится фольклорный фестиваль "Чатыртауда жыен". Это - отрадное явление. Пусть все встречи на Шатер-горе и в дальнейшем служат делу добра и сотрудничества между народами.
    Гульсум Хисамиева,
    кандидат культурологии

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: