Сегодня отмечается День этнографа
Предлагаем вниманию наших читателей интересные исследования фольклора в нашем районе.
Этнография – наука, изучающая народы-этносы, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также их материальную и духовную культуру. Главный источник этнографии – данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народов.
Изучение степени сохранности фольклора в современном быту имеет важное значение для передачи семейного знания в современных условиях. У каждого народа накоплен богатый опыт, обряды и традиции, связанные с подготовкой к материнству, рождением ребенка.
Татарские обряды, связанные с рождением ребенка, глубоко укоренились в исламе. Среди обрядов, совершаемых после родов, одним из наиболее сохранившихся является обряд трапезы, чествования ребенка через, часто религиозное, застолье. Этот обычай сохранился до сих пор.
Среди фольклорных материалов немало поверий. Основное место среди них занимали колыбельные, обереги ребенка до сорока дней. В это время ребенка оберегают от зрительного контакта, не показывают постороннему человеку. Тетки, проживающие в татарских деревнях Азнакаевского района, рассказывали о том, что нельзя вешать колыбель на перекладину потолка, около головы ребенка кладут суры Корана, привязывают к колыбели ветку рябины, черемухи, не оставляют ребенка одного до сорока дней, а если надо уйти, то кладут в колыбель ребенка железные ножницы. Все это делается для того, чтобы уберечь младенца от демонического воздействия. Верят, что джин обменивает ребенка на своего плачущего, очень уродливого ребенка. По достижения сорока дней отец стрижет ребенку волосы, которые велят не выкидывать, а хранить завернутыми в бумагу или сжечь. В течение сорока дней необходимо обезопасить и мать новорожденного от осложнений. Древние говорили, что «жизнь роженицы на волоске». До сорока дней зовут муллу и нарекают малыша именем.
Таким образом, в татарских деревнях Азнакаевского района обычаи, в основном, находятся в традиционных рамках: мытья ребенка после родов, введения детского питания, показа ножек, именования, охраны ребенка до сорока дней. Пусть же добрые традиции и впредь способствуют связи поколений, служат важному делу сохранения семейных ценностей, – пишет начальник управления культуры, руководитель местного отделения Всемирного конгресса татар Гульсина Хафизова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев